Архитектурный конкурс «Дизайн камина 2018»
Полукруглая печь с изразцами, расписанными по сырой эмали
Интерьер здания, где стоит изразцовая печь, сложился задолго до ее появления. Изразцовая печь не является его продолжением, а представляет собой самостоятельный объект высокой художественной ценности и требует к себе особого внимания.
Печь визуально базируется на изразцах-«ножках». За основу была взята круглая печь, облицованная рельефными изразцами московского производства, созданная в 70-х годах XVII века и возведенная в Тихвинской церкви бывшего села Алексеевского в Москве. Вдохновение мастера черпали и в образе изразцовой печи в Теремном дворце Московского Кремля, реконструированной в середине XIX столетия. Представленные изразцы не являются копиями, но многоярусность, круглая форма печи, орнамент рельефов изразцов основаны на образцах, оставленных старинными мастерами ценинного дела.
При моделировании изразцов главной задачей было соблюсти общую состыковку по радиусам с учетом дальнейшей усадки после формовки пластической глиняной массы в гипсовые формы, сушки и обжига. После тщательного изучения технологии изготовления радиальных изразцов современными и старинными мастерами авторы проекта воспользовались этим опытом, учли нюансы усадки при создании модели, сделали румпу правильной конфигурации. Отформованные изразцы сушили под гнетом, изготовленным специально для каждой модели.
Сюжеты и стилистика расписных изразцов взяты из древнерусской книжной миниатюры и иконописи. Темы для сюжетов — история государства Российского: жития святых, подвиги великих князей. Это и строительство храмов, и защита Отечества от врагов, и охота.
Технология росписи традиционна для русского изразца второй половины XVIII века. Роспись изразцов по сырой эмали самая сложная из классических видов декорирования керамики: она почти не терпит ошибок, лишь иногда после обжига возможны усиление тона и деликатное исправление графики.